Vserzh_TDI

Установка ГБО на ВАЗ 2109 своими руками

В теме 48 сообщений

Решил создать такую тему, потому как имея знания в этой области, всёравно искал в интернете наглядные материалы, потому как всегда проще увидеть наглядно в разрезе конкретной машины, чтобы представить как это делать на своей. Нормальных материалов не нашёл потому решил параллельно с установкой сделать такой материал сам. На мой взгляд будет полезно для многих: и для тех кто в курсе как держать инструмент в руках и имеет познания в устройстве авто, но никогда не сталкивался с газом, и для тех кто не будет ставить сам, но посмотрит для общего представления как это делается и выглядит. Ну что же поехали.

И так что было куплено:

Баллон тороидальный Харьков 35л (600х180) - размер выбран масимальный, который не выступает над нишой запасного колеса, мне так захотелось, не нравится как выпирает 42л баллон.

Редуктор BRC Tecno 70 kW электронный 01RD00602002. Такой редуктор был выбран, потому как отсекает именно паровую фазу, да и впринципе редуктор премиум, отходит дольше. Тут как бы можно и томасетто - нет проблем. Но я решил заморочится и сделать отключение подачи газа в режиме торможения двигателем, отсечение электроклапаном парофой фазы есть только на БРС, также есть и модели Ловато и др., я выбрал БРС.

Мультиклапан Томасетто 180/190-30 Класс А (с ВЗУ) MV3182-AT00 - обязательно класс А - есть предохранительный клапан, который стравит избыточное давление газа под машину, а не лопнет баллон. Я взял мультиклапан без катушки, а клапан на жидкую фазу газа поставил под капотом перед редуктором.

180/190 - это высота баллона в мм под которую рассчитан мультиклапан, в продаже такого на тот момент не нашлось, поэтому поставил 200 мм, на нём по логике будет чуть больше заправлять до отсечки, если ничего не подгибать, это впринципе не критично.

Трубка термопластиковая D6 - 6 метров со штуцером прямым и 3 угловыми Faro.

Трубка термопластиковая D8 - 2 метра со штуцером угловым и угловым Faro.

Здесь могут быть вариации от того какое заправочное (ВЗУ), как стоит редуктор и тд.

Трубка пластик - не образуются окислы взаимодействия газа и меди, а это более чистые фильтра и редуктор - реже замена фильтров, удобна в укладке, по прочности и эксплуатации, не уступает меди, по долговечности выигрывает у меди, потому как стенки со временем не разьедаются.

ВЗУ Tomasetto (пропан) - то что в комплекте с мультиклапаном установлено.

Дозатор мощности 16х16 металл 1 регулировка.

Переключатель карб. STAG G.

Электроклапан газа Tomasetto пропан EGAT1001.

Рукав Паркер, БРС LPG/CNG D16 для газа и для тосола.

Тройники тосольный Т-обр. 19x16x19 (металл).

Верхний смеситель на солекс 2109 - решил что просверлить карбюратор и сделать врезки я всегда успею.

Хомуты Norma.

Крепления для газовой магистрали в пластиковой оплетке - пару штук ушло.

Стяжки - для крепления газовых магистралей и проводки, и гофра для проводки.

Хорошая изолента 3М.

Итак начнём с баллона, для начала его нужно примерить и разметить дырку для вентиляционного патрубка.

post-28185-1428162263.jpg

Размечать нужно с учётом того, чтобы дырка на баллоне для крепления мультиклапана была ближе к задней части, чтобы при ускорении или движении под гору был нормальный забор газа. Потому как газ будет перемещаться в заднюю часть баллона и заборная трубка будет собирать пары - это всё актуально при малом остатке газа. Но на мой взгляд так лучше, потому как полнее будет выбиратся газ из баллона.

post-28185-1428164216.jpg

Дырку под вентиляцию вообще сверлят фрезой по металлу нужного диаметра, стоит примерно 200грн, я решил не заморачиватся с покупкой на один раз и просверлить по кругу, а потом долго обрабатывал напильником и камнем, от чего был не в восторге, лучше купить или взять у кого-то фрезу.

post-28185-1428164599.jpg

post-28185-1428165018.jpg

Потом всё это дело обезжиривается(растворитель, я обезжиривал антисиликоном).

post-28185-1428165153.jpg

Грунтуем автомобильным акриловым грунтом из баллончика. Параллельно была найдена ржавжина под резиновой заглушкой, поэтому она тоже была зачищена и обработана.

post-28185-1428165342.jpg

Забыл о креплении баллона, оно у этого харьковского баллона одним болтом, поэтому сверлим в центре кронштейна крепления запаски сквозную дырку под болт. Сразу о кронштейне крепления запаски - его нужно или расгибать, чтобы сделать ниже или сразу срезать, потому как он высоко выступает и мешает нормально лечь баллону.

После грунтовки красим акриловой автомобильной краской тонкими слоями в 2-3 слоя, грунтовка по той же схеме кстати. Я и грунтовал и красил краской Presto в баллончиках. Я обклеивал всё малярным скотчем - можно делать можно нет - кому как нравится.

post-28185-1428165901.jpg

Таким же образом обработаны все дырки которые я сверлил при установке, только после краски ещё и автомастика Body, наложена в ответственных местах, чтобы у ржавчины не было шансов)))

После этих работ я нишу запасного колеса обклеил виброизоляцией, чтоб потом не снимать баллон, и баллону лучше лежится и потом если машину обесшумливать не нужно снимать баллон. Это делать не обязательно совершенно, можно его просто ложить и крепить.

Для этого нужен строительный фен, нож и валик чтобы прикатывать, я прикатывал руками и подручными средствами, валик не покупал.

Изменено пользователем Vserzh_TDI

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Далее сразу напильником, а потом мелкой шкуркой, в конце нулёвкой обрабатываем посадочное место мультиклапана. Там была ржавчина, а из-за этого будет неплотное прилегание резиновой прокладки мультиклапана и впоследствии возможные утечки газа.

А вот и обрабаботка мастикой.

post-28185-1428166779.jpg

Баллон и вентиляционный патрубок установлены, всё обработано мастикой. Вид снизу. Рядом маленькая дырка, которая намазана мастикой - это для крепления газовой магистрали, дальше будет понятно. С другой стороны по ходу установки была обнаружена ржавчина под резиновой пробкой, поэтому снял пробку всё зачистил и обработал параллельно.

post-28185-1428167276.jpg

Ну а вот собственно вид сверху. Сверху тоже и болт и соединение вентиляционного патрубка обработано мастикой, чтобы возможная влага не проникала под баллон и не было ржавчины.

post-28185-1428167531.jpg

Устанавливаем мультиклапан, сложного ничего нет, крепления по кругу болтами под шестигранник. Надпись ТОР (по англ. - верх) должна стрелкой смотреть вверх, заборная трубка при этом смотрит вниз. Стрелками на патрубках подключения к мультиклапану показано направление движения газа, соответственно там где стрелка от мультиклапана - это расходная магистраль на редуктор, её диаметр 6мм, рядом барашек для перекрытия магистрали. Там где пастмассовая заглушка - это заправочная магистраль от ВЗУ (выносное заправочное устройство, диаметр 8мм). Стрелка показывает уровень газа в баллоне, газ в баллоне в жидком состоянии поэтому принцип устройства мультиклапана - как бачок унитаза. Полавок поднимается выше - соответсвенно уровень показывает выше, когда баллон заполнен на 80% поплавок поднимаясь перекрывает клапан на подачу газа и останавливает заправку, срабатывает отсечка, заправка прекращается. Это связано с мерами безопасности - если заполнить баллон на 100%, при нагреве, например оставить машину на солнце, газ будет испарятся, давление расти - и тут 2 варианта: или будет стравливатся под машину(при наличии и исправности клапана или треснет баллон). Поэтому не советую выбрасывать отсекатель и дуть газ под завязку, те 5-6 литров не стоят на мой взгляд риска. Небольшой ликбез по ходу дела для тех кто не в курсе как работает мультиклапан, надеюсь понятно описал.

post-28185-1428167921.jpg

Изменено пользователем Vserzh_TDI

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Болты на мультиклапане затягиваем крест на крест. Мультиклапан установлен, подключаем пластиковые магистрали, оставляя петли на запас, вдруг нужно будет подрезать трубку и переподключать в будущем, такой же принцип и для медных трубок.

post-28185-1428169000.jpg

На этом фото видно принцип соединения медной трубки и так же фитингов для пластиковой трубки с мультиклапаном. Принцип такой - трубка или фитинг плотно вставляется и затягивается, в момент затяжки обойма вокруг трубки (называется бочёнок) плотно обжимает трубку. Здесь нужно затянуть хорошо, но у переусердствовать не стоит, можно сорвать резьбу. После установки обмылите соединения и убедитесь что утечек нет.

post-28185-1428169504.jpg

Фитинг с пластиковой трубкой соединяется по принципу металлопластиковой водяной трубы, ничего сложного - трубка одевается на фитинг, сверху натягивается обжимная обойма и всё это зажимается гайкой, фото не сделал, упустил как-то из виду, но в интеренете полно фоток фитинга Фаро в разобранном состоянии - там всё понятно.

post-28185-1428169821.jpg

Трубки укладываются и крепятся стяжками в нише баллона так, чтобы не касатся болтов крепления крышки торроидального баллона, чтобы трубка не тёрлась о них и не повредилась в итоге. Это правила справедливо и для прокладки магистрали под машиной - не изгибать сильно трубку, чтобы не сломать, крепить так чтобы не было касания с острыми частями, где возможн такие касания - одевать на трубку обойму.post-28185-1428170259.jpg

Удобно сразу крепить пластиковую трубку к фитингу, затем размещать трубку как надо и крутить медную часть.

Далее крепим и прокладываем магистрали под машиной.

post-28185-1428170582.jpg

post-28185-1428170756.jpg

Изменено пользователем Vserzh_TDI
  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Далее заправочная и расходная магистрали расходятся.

post-28185-1428172973.jpg

Заправочная магистраль идёт параллельно бензиновой заправочной трубы.

post-28185-1428173131.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Заправочное захотел поставить в лючёк, пришлось поморочится, потратить время - снять бампер, перенести клапан, сделать кронштейн для ВЗУ, но результат мне нравится.

Вот собственно как получилось.

post-28185-1428174139.jpg

Изменено пользователем Vserzh_TDI

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот вид с боку. Кронштейн который держит ВЗУ (пластина тонкая в лючке, без кронштейна не держится). Рядом с кронштейном заправочная магистраль - одел резиновый шланг на неё и притянул к кронштейну стяжкой чтоб не тёрлась. Здесь тоже трубку сделал кольцом с запасом, стяжками закрепил - на фото впринципе всё видно.

post-28185-1428174389.jpg

post-28185-1428175098.jpg

post-28185-1428175327.jpg

post-28185-1428175920.jpg

post-28185-1428176097.jpg

Изменено пользователем Vserzh_TDI

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

С ВЗУ закончили. Дальше прокладываем расходную магистраль к редуктору.

post-28185-1428228402.jpg

Принцип тот же - очень круто не гнём, изгибы делаем пологие, крепим стяжками часто, чтобы не было провисаний, избегаем острых краев, чтобы трубка ни о что не тёрлась.

post-28185-1428228638.jpg

Термопластик легко укладывается, легче чем медь, поэтому прокладываем максимально глубоко в нише, чтобы например где-нибудь на природе было меньше шансов зацепить и порвать трубку.

post-28185-1428228798.jpg

Фото получилось плохое, но видно что трубка проходит в самом верху ниши, параллельно тормозной трубке и крепится к ней.

post-28185-1428229165.jpg

На подходе к подкапотке...

post-28185-1428229410.jpg

Заходим в подкапотку...

post-28185-1428229705.jpg

Далее проходим параллельно тормозной трубке и крепимся к ней.

Сразу о подогреве редуктора, подключается параллельно печке, путём врезки тройников, чтобы редуктор грелся независимо от того открыт ли кран на печку, нагрев очень хороший при таком подключении на всех машинах, на инжекторах если подключатся от подогрева дросселя на мой взгляд нагрев хуже. Важно чтобы был исправен термостат, потому как при неисправном будет гонять по большому кругу и грется долго при любых подключениях - а это долгий прогрев на бензине, перерасход на газу на непрогретом редукторе.

post-28185-1428230014.jpg

У меня валялись ненужные старые шланги системы охлаждения, я их разрезал вдоль и одел на шланги подогрева притянув стяжками, потому как родные шланги на печку очень быстро дубеют рядом с выхлопной. Можно так и не делать, шланг БРС хороший, но у меня валялись я продлил им жизнь.

Здесь уходим вверх на газовый клапан, сделал дополнительно крепление скобой на саморезе, чтоб трубка не цеплялась за рулевую тягу. Хомуты - Норма, всегда пользуюсь такими, лучшие хомуты которые встречал, пробовал как-то дешёвые китайские ноунейм - не годятся никуда.

post-28185-1428230261.jpg

Изменено пользователем Vserzh_TDI

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вид снизу.

post-28185-1428252695.jpg

Намечаем место установки редуктора, он отлично становится на родном кронштейне, чуть подогнуть только нужно.

Главное сразу при этом прикинуть на каком уровне будет стоять газовый клапан, чтобы пластиковая магистраль не мешала резиновому шлангу подачи газа от редуктора на смеситель.

Изменено пользователем Vserzh_TDI

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

post-28185-1428252844.jpg

Всё закреплено окончательно.

post-28185-1428252994.jpg

Соединяем магистралью газовый клапан и редуктор.

post-28185-1428253151.jpg

Изменено пользователем Vserzh_TDI
  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да то на фото изза размера редуктора кажеться что он выше.

При таком креплении Томасетто точно ниже бачка.(ненамного но достаточно). На карбе ниже помоему не даст тепловой экран для шланга подогрева воздуха впускного.

А подогрев с печки или дроселя(карба) - эт помоему порваный баян. Я обычно с дросселя как и ты делал на инжах. Все замечательно для нашего климата. Хотя феншуй - в параллель печке.

В мене точно такий редуктор і карб. Трохи прим’яв гайкою (що тримає трубку в редукторі) гофру десь на 5мм. В мене ця гофра м’яка алюмінієва. Після того як перемістив редуктора нижче він став гарячіше. А з дроселя просто простіше і ближче (замість трійників потрібні йоржики щоб з’єднати трубки різного діаметра) , а так різниці немає.

А ще мені здається, що клапан в цьому місті буде заважать каструлі. І, я думаю, виключання редуктора при гальмуванні двигуном зайве. Згадайте схему роботи карбюратора на ХХ на бензині. Там бензин для ХХ йде окремим каналом, крім того є голова дозуюча система . І при перекриванні жиклера ХХ двигун не глохне. А на газу при виключенні редуктора двигун заглохне, що може бути небезпечно. В любому випадку відпишетеся як буде працювати.

Изменено пользователем VVPVV

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти