MotorManiac 51 Опубликовано 20 июля, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 20 июля, 2016 Идея использовать компьютерный БП не нова, и очень заманчива т.к. такие БП дешёвые, имеют исключительно высокие параметры мощности и надёжности, сходу имеет все "потребительские" характеристики - корпус, выключатель, провод с разъёмом, вентилятор. При этом, несмотря на высокую сложность импульсного БП (тем более АТХ), переделка БП в ЗУ оказывается чрезвычайно лёгкой. К сожалению все примеры переделок из интернета [2], [3], [4] неадекватно усложняют процедуру, уменьшая её привлекательность. По этому предлагаю вниманию переделку БП ATX FSP350F на базе одноимённой микросхемы ШИМ FSP3528 [1] который попался мне под руку (на кардачах их навалом), для чего там достаточно заменить всего два резистора!!! Этот БП обещает следующие параметры: При этом я перешёл с ЗУ на трофейной базе 60-ых годов (ЛАТР, силовой транс ТС-180 от ТВ второго поколения (ламповые ч/б), выпрямитель от 55го генератора), на современную элементарную базу. Раньше мой зарядный комплекс выглядел так: Мой подопытный БП отличается от прототипа [3] только тем что элементы субплаты размещены на основной плате, и присутствует терморегулятор скорости вентилятора, а так же изменены некоторые резисторы, при том что схема совпадает абсолютно (впрочем вообще все БП в природе одинаковые). Концептуально для переделки БП в ЗУ необходимо: 1. Отключить/сместить две из четырёх защит основой микросхемы: Защита от перенапряжения +12В, перестраивается путём замены резистора R12 делителя R12(2кОм),R67(1кОм) на 2.3кОм (получается сработка защиты при 15.5В). Защита от перенапряжения +5В отключается, отрезанием дорожки и подключением ножки №14 к источнику питания дежурного режима +5V_SB 2. Перестройка цепи ОС стабилизатора напряжений так чтобы диапазон подстройки напряжений был в нужных нам пределах. Для этого меняется резистор R40 на 1.2кОм. При этом регулировка выходного напряжения с помощью встроенного подстроечного резистора VR1 будет в диапазоне 11,5...15,5В. После такой переделки БП уже можно использовать для зарядки АКБ! Разумеется ещё имеет смысл сделать следующее: Отключить управление включением силовой части БП (PSON) путём заземления ножки №6. Выпаять все провода подключения компьютерных нагрузок (чтобы был лучше обдув), в замен которых установить два жирных провода с большими и изолироваными кракодилами на ток 20А. установить вольтметр и амперметр, без которых контроль заряда АКБ невозможен. В моём случае в боковую стенку с низковольтной стороны БП, где нет фирменной наклейки. подстроечный резистор VR1 заменить на переменный того же номинала, и прикрутить его на заднюю стенку БП (т.к. именно там, кроме этого резистора. торчит ещё и кабель питания). приклеить резиновые ножки, и специально распечатанную поясняющую наклейку. На этом моё ЗУ из БП было готово, без особых проблем он выдал 22А при 14В в течении полу часа, только вентилятор разогнался на полную. Что делать совсем не нужно: не нужно выпаивать радиоэлементы не используемых цепей и ОС (+5В +3,3В -12В) т.к. они никак не влияют на работу ЗУ; не нужно трогать защиту +3,3В (как рекомендуют все авторы) т.к. эта цепь имеет свой стабилизатор, нейтрализующий повышение входного напряженя. не нужно отключать защиту от перегрузки (в т.ч. КЗ) в цепи -12В, т.к. к этой цепи ничего не подключено, а цепь +5В, с которой эта защита связана - работает как и прежде. хорошо что пока никто не советовал отключать защиту от перегрузки БП (включая к.з.) по мощьным (плюсовым) цепям. Эту защиту нужно отрегулировать с базовых 350Вт, на ограничение максимальной паспортной мощьности этого БП в цепи +12В (в моём случае - 280Вт), с помощью подстроечного резистора VR3. не нужно менять конденсаторы выходных фильтров цепей +-12В на такие же с большим (25В) напряжением т.к. защита от перенапряжения +15,5 в не даст выйти за пределы гарантированой работы конденсатора (+16в). И уж тем более ставить конденсаторы из цепи +12 в цепь +5в, т.к. напряжение в цепи +5В после переделки достигает всего 6,5В, что на много ниже 10В на которое установлены там конденсаторы, не говоря про то что фильтры в цепи +5В и +3,3В второго порядка т.е. имеют по два таких конденсатора, а не по одному. Сказать по правде я таки заменил конденсаторы в цепи + и - 12в на 25вольтовые по старой советской привычке. И если уж их менять, то можно смело уменьшить их ёмкось т.к. высокая стабильность напряжения в ЗУ не нужна, а нужно чтобы размеры такого конденсатора не стали больше и новый смог стать на место прежнего. не нужно изолировать массу БП от корпуса, это имеет смысл в случае применения амперметра либо ограничителя тока с датчиком в минусовой цепи, как мера против случайного искажения этих показаний при касании корпуса минусовым кракодилом ЗУ, что при внимательной эксплуатации ЗУ невероятно, а в "случае чего" всё проходит без последствий. так же это не рационально с т.з. работ по искорёживанию печатной платы. Тут важно применять изолированые кракодилы как у меня (они дорогие). нет необходимости встраивать в ЗУ и схему ограничителя тока, и прочие плюшки, т.к. на практике АКБ заряжаются очень редко и временное превышение общепринятого зарядного тока (10% от ёмкости АКБ) никогда не имеет принципиальной необходимости и длится не долго, в крайнем случае ограничение можно делать в ручном режиме регулятором напряжения. Пресса: [1] http://www.mirpu.ru/power/78-icapower/214-fsp3528.html Хорошее описание микросхемы ШИМ-контроллера FSP3528 [2] http://forum.adact.ru/index.php?showtopic=3910&page=3 Пример упрощённой переделки БП в ЗУ, в архиве есть схема простого (FSP ATX120) БП, по которой легко изучить работу всех ПБ АТХ. [3] http://cxem.net/avto/electronics/4-96.php прототип моего БП, есть достаточно точная схема нужной (вторичной) половины БП. Входные цепи я рисовал по дорожкам и они ничем не отличаются от схемы в [2]. [4] http://www.fuel-economy.com.ua/?p=1025 Громоздкий вариант переделки для БП АТ на микросхеме TL 494 (отсюда узнал об идее). 1 Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ZZ-top 182 Опубликовано 22 июля, 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 22 июля, 2016 крутяк Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
MotorManiac 51 Опубликовано 24 сентября, 2017 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2017 По просьбам радиолюбителей, а также для облегчения восприятия и повторяемости привожу наглядную схему доработок. Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
BegMeguk 2 Опубликовано 24 сентября, 2017 Жалоба Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2017 Я для зарядки аккумулятора использовал обычную зарядку от старого ноутбука! Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ataman_20 0 Опубликовано 21 декабря, 2017 Жалоба Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2017 (изменено) Добрый день! Решил переделать БП в зарядное по вашей схеме , но есть вопросы по:Защита от перенапряжения +12В, перестраивается путём замены резистора R12 делителя R12(2кОм),R67(1кОм) на 2.3кОм (получается сработка защиты при 15.5В). Изменено 21 декабря, 2017 пользователем ataman_20 Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
MotorManiac 51 Опубликовано 8 января, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 8 января, 2018 (изменено) Правильное наблюдение. Несоответствие указанных мною номиналов резисторов R12R67 с тем что указано в схеме прототипа БП связано с тем что имеющийся у меня БП в действительности имел эти отличия (именно о подобном отличии я говорил выше по тексту). Эти резисторы в БП отличались от схемы в 10 раз. Это не имеет принципиального значения, т.к.это делитель и по этому важна именно пропорция между этими резисторами. Причём чем меньше резисторы тем более надёжно работает этот делитель.Т.е. вероятно, производитель таким образом усовершенствовал схему повышения надёжности в части защиты от помех. В общем нужно смотреть в том БП который удастся купить какие резисторы стоят в этом делителе и из этих соображений подбирать указанную в моём описании пропорцию. Изменено 8 января, 2018 пользователем MotorManiac Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Егор Яременко 0 Опубликовано 23 августа, 2019 Жалоба Поделиться Опубликовано 23 августа, 2019 Да уж красота! Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора получилось огонь. Безрукий как я просто взял готовое Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Сергій Степанюк 0 Опубликовано 28 января, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 28 января, 2020 Блин все сделал как показано, правда R12 поставил на 2.2 кОм. Но Блок не может стартануть , вентилятор дёргается и все. Почему так? Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
MotorManiac 51 Опубликовано 4 февраля, 2021 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2021 Судя по симптомам просто-напросто срабатывает одна из защит. Соответственно нужно проверить монтаж, путём пошагового возврата схемы в исходное положение. Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти