Tolyan 1 493 Опубликовано 7 мая, 2011 Жалоба Поделиться Опубликовано 7 мая, 2011 Йонас Дерешкявичюс: «Я – не больше, чем зеркало для пилота»Владимир НекрасовС ним очень легко говорить, но потом настолько же трудно о нем писать. Он подчеркнуто не публичен – по крайней мере, в русскоязычном интернете я не нашел ни одного интервью с этим человеком.© Сергей ХолодилоМежду тем, его карьера гонщика началась в 1970 году, да и как тренер он заявил о себе в далеких уже 80-х. Среди его учеников числятся как представители старой школы – к примеру, Сергей Успенский или Саулюс Гирдаускас, – так и пилоты нового поколения – Радик Шаймиев, Алексей Тамразов, Юрий Протасов… Еще один спортсмен из Украины, обратившийся к нему за знаниями – Юрий Кочмар; именно с его подачи и начался этот разговор. Итак, встречайте: великий и загадочный Йонас Дерешкявичюс в эксклюзивном интервью для проекта «Ралли в Украине». «Ралли в Украине»: Йонас, на самом деле можно ли как-то объяснить тот ореол таинственности, который окружает Ваше имя? Признаюсь честно, о Вас говорят едва ли не полушепотом, в большинстве случаев запрещая упоминать Ваше имя в прессе…Йонас Дерешкявичюс: Да, я знаю, что мне создали имидж очень дорогого и недоступного тренера, но этому есть два простых объяснения. С одной стороны, люди, которые занимались у меня и достигли, благодаря этому, определенных успехов, не хотят делиться своими знаниями с конкурентами – следовательно, им выгодно хранить наши занятия в тайне. С другой стороны, многие из тех, кто занимался у меня, теперь открыли собственные тренерские школы – соответственно, для них имеет смысл рекламировать себя, а не меня. Ну, а я не люблю громких вывесок, рекламы и саморекламы. Когда-то я пробовал создать официальную школу, открыл собственный сайт – но время показало, что мне это не подходит. «Ралли в Украине»: Надо полагать, что Ваши последователи эксплуатируют Вашу тренерскую систему – но откуда она взялась у Вас? Вы заимствовали знания или добывали их самостоятельно?Йонас Дерешкявичюс: На самом деле, для меня переломным был момент, когда я тренировал одного возрастного спортсмена, а потом, сразу же после этого, начал работать с 12-летним пареньком, который гонялся в картинге. До этого я занимался разными вещами – к примеру, строил моторы, причем довольно успешно. Не хочу никого обижать, но в свое время автомобили, оснащенные моими двигателями, занимали все места в первой десятке на прибалтийских гонках. Затем понемногу я стал заниматься обучением тех пилотов, для которых строил двигатели – но при этом я не был еще тренером. Я был просто инструктором; это совершенно разные вещи. Но когда я начал работать с 12-летним ребенком, я столкнулся с необходимостью отвечать на его вопросы. И эти вопросы оказались настолько глубокими, что в поисках ответов пришлось заняться и медициной, и философией – как традиционной европейской, так и восточной. Считаю, что именно этот ребенок дал мне толчок к тому, чтобы стать тренером. «Ралли в Украине»: В чем же заключается Ваш метод – если постараться максимально упростить его для понимания обычным читателем?Йонас Дерешкявичюс: Для меня самое главное – как можно больше разговаривать с человеком, с которым мы занимаемся. Здесь важно соблюдать одно условие: на одной гонке я могу работать только с одним пилотом. Мы должны общаться постоянно, как можно более разнообразно, на различные темы. В результате этого общения у меня складывается портрет этого человека, из которого со временем вырисовывается портрет спортсмена. И вот когда он более-менее формируется, я начинаю понимать, чего не хватает данному спортсмену для того, чтобы найти свою скорость, чтобы стать быстрее. Но, поняв это, я не начинаю менять своего ученика. Я становлюсь своего рода зеркалом, в котором он видит свое отражение – и сам понимает, что нужно изменить и над чем нужно работать. Я очень мягкий человек, и не считаю нужным кого-то принуждать. Моя задача, как тренера – показать гонщику, какой он на самом деле. Поэтому, по большому счету, я – не более, чем зеркало для спортсмена. Мне кажется, именно из-за моей мягкости мы не смогли добиться высоких результатов с Алексеем Тамразовым. У него очень большой потенциал; и дело даже не в том, что, как многие считают, у него нет страха. Страх есть у всех; по крайней мере, он должен быть у всех. Но в случае с Алексеем… я, вероятно, слишком мягкий тренер для него. Ему нужен кто-то более жесткий. Я вспоминаю Андрюшу Александрова – он иногда бывал достаточно жестким. Вот, наверное, такой человек был бы нужен Тамразову. «Глобально рассуждая, у психологии нет границ»«Ралли в Украине»: Если представить себе развитие каждого спортсмена, как некую пирамиду, то что должно лежать в ее основе?Йонас Дерешкявичюс: Четыре составляющих. Первая – физика. Спортсмен должен ясно представлять себе, какие силы действуют на его автомобиль во время движения, куда направлены векторы этих сил и каким будет результирующий вектор этих сил. Вторая составляющая – глубочайшее знание механики процесса. Посмотри вокруг (разговор происходил возле сервисного парка ралли «Николаев» – прим. автора), и ты увидишь, что процессом управляют механики; в лучшем случае – инженеры. Соответственно, спортсмен должен досконально разбираться в том, как работают все механизмы в его машине. Что происходит, когда он открывает дроссель, как работают блокировки, тормоза, дифференциалы. Я не говорю, что нужно знать, из какого сплава сделана та или иная деталь – хотя когда я строил моторы, я изучил и это. Но если спортсмен не хочет строить машины самостоятельно, он может обойтись без этого – достаточно хорошо разбираться в механике. Две других составляющих – физиология и психология. Пожалуй, тренировать свой мозг даже важнее, чем тренировать тело. И для того, и для другого существуют свои комплексы упражнений, и переоценить важность каждого из них нельзя. «Ралли в Украине»: Есть ли какие-то границы в развитии каждой из этих составляющих? Йонас Дерешкявичюс: Давай разберемся. У физики границы, безусловно, есть. Да, мы пытаемся обмануть их – облегчаем машины, добиваемся большего сцепления с дорогой и так далее; но предел этому, несомненно, существует. Механика тоже знает свои границы – правда, в большинстве случаев, их устанавливают сами люди при помощи регламентов, технических требований и других законов. Не безгранична и физиология – в конечном итоге, даже космонавты знают, какие предельные перегрузки могут выдержать их кровеносные сосуды…«Ралли в Украине»: …и только у психологии предела нет?Йонас Дерешкявичюс: Не совсем так. У каждого человека есть свой предел – граница того, что он способен понять и осмыслить. Но говоря глобально – да, у психологии предела нет. Точнее, она может совершенствоваться бесконечно. «Ралли в Украине»: Среди этих составляющих я не вижу интуиции – а ведь многие считают, что она очень важна…Йонас Дерешкявичюс: По большому счету, интуиция – лишь следствие опыта. Например, у гонщика должно быть то, что я называю «чувством колеса» – ощущение сцепления с дорогой, которое меняется постоянно, в зависимости от состояния дороги, резины, автомобиля и так далее. Но откуда оно возьмется? Только путем получения опыта, самого разного и неожиданного. Вот, к примеру, сейчас Юра (Кочмар – прим. автора) проехал два допа на одной резине, а на третий поставил другую. Зачем он это делает? Только для того, чтобы понять, как изменится поведение автомобиля. Да, по секундомеру мы видим, что он проехал на две секунды лучше, чем в прошлый раз. Но только он сам может рассказать, как на самом деле вел себя автомобиль и что действительно изменилось от смены покрышек. Вот это и есть его опыт. А уж в результате этого опыта со временем появляется и интуиция. «Ралли – это то, что происходит у нас в голове»«Ралли в Украине»: Есть ли с точки зрения тренера какое-то идеальное место на трассе, где можно увидеть, как едет спортсмен – быстро, медленно, правильно, грамотно, отчаянно, разумно? Какой-то наиболее подходящий для наблюдений поворот или трамплин…Йонас Дерешкявичюс: Трудно сказать. Конечно, больше всего информации дает то, как спортсмен управляет автомобилем в быстрых поворотах. В медленных виражах больше времени для принятия решения, поэтому зачастую ошибки не играют такой роли. А вот на большой скорости особенно не поразмышляешь – поэтому именно в таких местах лучше всего видно, насколько готов к скорости каждый пилот.Но, по большому счету, это не столь важно. Понимаешь, ралли, как и все остальные процессы нашей жизни, происходит в первую очередь у нас в голове. Каждый из нас видит окружающий мир в виде некоей карты. Только там, где у меня на этой карте лес, у тебя будет река или поле. И главная задача тренера и пилота – совместить эти карты, приблизить друг к другу свои представления о реальности и о происходящем. Вот это главное для тренера. А увидеть какой-то один поворот из ста – это не так уж важно… «Ралли в Украине»: Есть ли у тренера еще какие-то функции, о которых мы до сих пор не говорили? Возможно, он должен строить график тестов, занятий, гонок?Йонас Дерешкявичюс: Нет, для этого существуют администраторы. Тренер, как ни странно, нужен спортсмену для того, чтобы переложить на него часть ответственности. Очень часто, когда у моего ученика случаются неприятности, сходы, ошибки, я говорю ему – это произошло потому, что я с тобой недостаточно поработал, не объяснил то или иное явление, не дал тех или иных знаний. Я беру на себя половину ответственности за происходящее, чтобы спортсмену не приходилось тащить на себе этот груз. Тогда он действует свободнее и скорее добьется хорошего результата в следующей гонке. «Ралли в Украине»: Но у многих – и у меня в том числе – есть острая необходимость просто задавать вопросы кому-то более опытному и лучше понимающему суть ралли…Йонас Дерешкявичюс: На самом деле, для того, чтобы задать вопрос, нужно иметь больше знаний, чем для того, чтобы дать ответ. «Ралли в Украине»: Прошу прощения – Вы не ошиблись? Может быть, наоборот?Йонас Дерешкявичюс: Нет, именно так. Задай один и тот же вопрос кому угодно – и ты получишь ответ. Но будет ли этот ответ максимально честным? Объективным? Полным? Принесет ли он тебе ту пользу, на которую ты рассчитывал? Далеко не факт. А, следовательно, прежде, чем задать вопрос, ты должен найти того человека, чей ответ тебе действительно необходим. И, поверь, для этого уже нужно обладать немалыми знаниями…Беседовал Владимир НекрасовФото: Сергей Холодило/www.photoextreme.com.uaИсточник: http://www.rally.in.ua/ukraina-prosmotr-no...ota/9c55509301/ Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ValerKat 407 Опубликовано 7 мая, 2011 Жалоба Поделиться Опубликовано 7 мая, 2011 Кстати, команда АТ очень рекомендует Йонаса, как одного из лучших тренеров. Маленького, кто хочешь обидит. Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти